12.12.2023
Уклад ДОО:
Цель
и смысл деятельности ДОО, её миссия |
Цель
: развивать личность каждого воспитанника с учетом
его индивидуальности, создать условия для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества. Смысл
деятельности: создать такие условия в ДОО, чтобы
воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность
за настоящее и будущее своей страны, знает и чтит духовные и культурные
традиции многонационального народа России. Миссия:
совместными усилиями ДОО, семьи и социальных партнеров создать условия для
воспитания, развития и обучения детей на основе успешного опыта прошлого и
передовых технологий настоящего |
Принципы
жизни и воспитания в ДОО |
Воспитательная
работа педагогов с
детьми основывается на духовно-нравственных и социокультурных ценностях и
принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на семь принципов. Принцип
гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека,
прав и свобод личности, ее свободного развития; воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой
культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования. Принцип
ценностного единства и совместности. Единство
ценностей и смыслов воспитания, которые разделяют все участники
образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение. Принцип
общего культурного образования. Воспитание на основе
культуры и традиций России, в том числе культурных особенностях региона. Принцип
следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу
в жизни. Принципы
безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения. Принцип
совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения. Принцип инклюзивности. Организация образовательного
процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования |
Образ
ДОО, её особенности, символика, внешний имидж |
Образ
ассоциируется у родителей, проверяющих органов и социальных партнеров
с сильной профессиональной командой детского сада, в котором управленческая и
педагогическая части эффективно дополняют друг друга, а также с открытостью и
добродушием к окружающим и в первую очередь к детям. Фирменный стиль, внутрикорпоративная этика, которых
придерживаются все работники детского сада, организация дней открытых дверей,
презентация успешного опыта на методических мероприятиях, профессиональных
конкурсах разного уровня, в официальных госпабликах в социальной сети, на
сайте позволяют формировать и поддерживать положительный внешний имидж МБДОУ
д/с № 4 |
Отношение
к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и
партнерам ДОО |
Уклад,
в качестве установившегося порядка жизни МБДОУ д/с № 4, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности
детских, взрослых и детско-взрослых общностей. Через создание данных
общностей и на основе уклада ДОО, который задает и удерживает ценности
воспитания для всех участников образовательных
отношений, строится отношение к воспитанникам, родителям, сотрудникам и
партнерам ДОО. Отношение к воспитанникам в рамках детско-взрослой общности
педагоги выстраивают на основе важного принципа дошкольного образования –
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений. Предоставляют воспитанникам право выбора, поддерживают детскую инициативу
и самостоятельность в различных видах деятельности, реализуют педагогические
технологии для успешной социализации воспитанников и развития у них
коммуникативных навыков. В рамках детских общностей педагоги учат детей относиться
друг к другу с уважением. Поддерживают детские инициативы, учат детей
сопереживать, общаться, проявлять дружелюбие, сотрудничать, соблюдать
правила, проявлять активную личностную позицию, бережно и уважительно
относиться к результатам своего труда и труда других людей. Воспитывают в
детях уважительное отношение к родителям, педагогам и другим взрослым людям. Отношение к родителям (законным представителям)
воспитанников строится на принципах ценностного единства и сотрудничества
всех субъектов социокультурного окружения ДОО и приоритета семьи в
воспитании, обучении и развитии ребенка. В процессе воспитательной работы
педагогический коллектив МБДОУ д/с № 4
реализует различные виды и формы сотрудничества. Отношение к
сотрудникам и партнерам строится на основе принципов открытости и кодекса
нормы профессиональной этики и поведения. |
Ключевые
правила ДОО |
Воспитание – целенаправленное взаимодействие взрослых
и детей на основе ключевых правил
МБДОУ д/с № 4: ·
на личном
примере формировать у детей ценностные ориентиры, нормы общения и поведения; ·
мотивировать
детей общаться друг с другом и поощрять стремление к взаимодействию; ·
поощрять
детскую дружбу, чтобы она принимала общественную направленность; ·
содействовать
проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам; ·
насыщать
жизнь детей событиями, которые сплачивают и объединяют; следовать
общим для всех правилам, нормам поведения и традициям |
Традиции
и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО (достигаемые ценности воспитания) |
Традиции
и ритуалы МБДОУ д/с № 4 формируют и развивают инициативу и мышление детей, помогают реализовать идеи
воспитанников. В нашем дошкольном
учреждении существуют следующие традиции: 1.
«Утро радостных встреч» Цель- обеспечить постепенное вхождение
ребёнка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на
доброжелательное общение со сверстниками 2.
«День именинника» Цель- развивать способность к
сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть
значимость каждого ребёнка в группе 3.
«Семейная
мастерская» Цель- приобщение детей и родителей к
совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в
семье. 4.
Создание портфолио «Наша группа». Цель : взаимодействие
всех участников образовательных отношений. Создание портфолио – не
разовое мероприятие. В течение года портфолио пополняется новыми страничками,
посвященными мероприятиям прошедшим в группе, достижениям отдельных
воспитанников и детского коллектива в целом. Праздники, которые традиционно отмечаются в нашем детском саду: 1.
«День знаний ( 1 сентября) 2.
«Осенины» 3.
«День народного единства» 4.
«День Матери» 5.
«Новый год» 7.
«День защитника Отечества» 8.
«Масленица» 9.
«Международный женский день» 10. «Международный день птиц» 11. «День смеха» 12. «День космонавтики» 13. «Международный день
Земли» 14. «Пасха» 15. «День труда» 9 (1 мая) 16. «День Победы» 17. «Международный день защиты детей» 18. «День России» 19. «День Любви, Семьи и Верности» 20. « День флага» В
МБДОУ д/с № 4 есть особые нормы этикета, которых придерживается педколлектив:
всегда приветствовать детей и родителей с улыбкой; информировать родителей о
событиях без оценивания и не перекладывать на них ответственность за
поведение ребенка в ДОО; не повышать голос в общении с детьми, родителями,
коллегами; уважительно относиться к детям, родителям, коллегам; проявлять
самообладание, выдержку в отношениях с детьми; сочетать требовательность с
чутким отношением к воспитанникам |
Особенности
РППС, отражающие образ и ценности ДОО |
Предметно-пространственная
среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а
также специфику ОО и включает: - оформление
помещений; - оборудование; - игрушки. ППС отражает ценности, на которых
строится программа воспитания, Среда включает знаки и символы
государства, региона, города и организации. Среда отражает региональные,
этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных
условий, в которой находится организация. Среда должна быть экологичной,
природосообразной и безопасной. Среда обеспечивает ребенку
возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи,
людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает ребенку
возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых
технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,
формирует научную картину мира. Среда обеспечивает ребенку
возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни
человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены
и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку
возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни,
физической культуры и спорта. Среда предоставляет ребенку
возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями
региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна
быть гармоничной и эстетически привлекательной. Игрушки, материалы и соответствуют
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста. |
Социокультурный
контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (учитывает
этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности) |
Социально-исторические условия региона
обусловили многонациональный состав населения Краснодарского края. Также огромную роль в деятельности учреждения
оказывает казачество. ДОУ учитывает эти факторы. Белоглинский район –аграрный, степной, без
наличия больших промышленных предприятий. Хотя наш регион многонациональный,
в Белоглинском крае преобладают жители, придерживающиеся православия, поэтому
в ДОУ регулярно отмечаются такие
праздники как «Пасха», «Троица», «Масленница», «Рождество», «Яблочный спас». |
Воспитывающая среда ДОО
Условия
для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему
миру, другим людям, себе |
Педагог предоставляет
детям возможность рассказать о себе, выразить собственные потребности и
желания, воспитывает самоуважение и уверенность в себе, подчеркивает
достижения ребенка. Знакомит детей с их правами. Обогащает представления
детей о расширении форм поведения и действий детей в ситуации взросления
(помощь взрослым дома и в группе, сочувствие и поддержка детей с ОВЗ в ДОО;
забота и поддержка младших). Педагог знакомит
детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в мимике, пантомимике,
действиях, интонации речи. Анализирует с детьми причины и события,
способствующие возникновению эмоций, рассматривает примеры из жизненного
опыта детей, произведений литературы и изобразительного искусства,
кинематографа и мультипликации. Учит детей понимать свои и чужие
эмоциональные состояния, разговаривать о них, демонстрирует примеры
эмоциональной поддержки и адекватные возрасту способы регуляции эмоциональных
состояний. Обогащает
представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие
родственники по линии матери и отца. Способствует пониманию того, как
поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения,
совместный отдых), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к
другу. Рассматривает проявления семейных традиций и отношения к пожилым
членам семьи. Обогащает представления детей о заботе и правилах оказания
посильной помощи больному члену семьи. |
Условия
для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества |
Педагог воспитывает
уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Расширяет представления о
государственных символах России ‒ гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их
возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о
том, что Россия ‒ большая многонациональная страна, воспитывает уважение к
людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей
разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни,
традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей
(рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям
народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащает
представления детей о государственных праздниках: День России, День народного
единства, День Государственного флага Российской Федерации, День
Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День
Победы, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, Всемирный день авиации
и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями
празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику.
Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества,
вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости. Педагог обогащает
представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по
отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт
(расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со
смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения
откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах.
Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание
принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с этими
событиями. |
Условия
для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество |
Педагог поддерживает
стремление ребенка быть членом детского коллектива: иметь ближайшее окружение
и предпочтения в общении; стремиться к деловому сотрудничеству; учит в
совместной деятельности ориентироваться на свои возможности и сверстника.
Способствует овладению детьми умений совместной деятельности: принимать общую
цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего
дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении
результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям.
Поддерживает предотвращение и самостоятельное преодоление конфликтных
ситуаций, уступки друг другу, уточнения причин несогласия. Обогащает опыт
освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками. Педагог в совместной
деятельности с детьми поощряет обсуждение и установление правил
взаимодействия в группе, способствует пониманию детьми последствий
несоблюдения принятых правил. Расширяет
представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в
группе. Обогащает словарь детей вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер,
хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините, спасибо). Развивает позитивное
отношение к ДОО: поддерживает желание детей соблюдать порядок и чистоту в
группе, преобразовывать пространство в зависимости от предстоящих событий
(праздники, мероприятия), воспитывает бережное отношение к пространству и
оборудованию ДОО. Включает детей в подготовку мероприятий для родителей,
пожилых людей, младших детей в ДОО. Поддерживает чувство гордости детей,
удовлетворение от проведенных мероприятий. |