Содержание Программы развития МБДОУ д/с № 4
на 2021-2025 годы
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
Страница
Пояснительная записка
2
Паспорт Программы развития на 2021-2025 г.г.
3
Информационная справка об учреждении
6
Анализ деятельности МБДОУ
10
Результаты SWOT–анализа потенциала МБДОУ д/с № 4
12
Концепция и стратегия развития МБДОУ д/с № 4
15
Содержание и направления по реализации программы
17
развития
Прогнозируемый
результат
реализации
Программы
21
развития
Оценка результативности инновационной деятельности
23
Список литературы
27
1
1. Пояснительная записка
Программа развития МБДОУ д/с № 4 (далее – ДОУ) – локальный акт
образовательной организации, определяющий стратегические направления
развития образовательной организации на среднесрочную перспективу.
Программа как управленческий документ развития образовательной организации
определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные
приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации
муниципального задания.
Основными приоритетами развития образования в национальной образовательной
инициативе названы:
1. Внедрение профессиональных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования
детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в
общеразвивающих группах ДОУ.
3. Развитие воспитательского потенциала.
4. Здоровье дошкольников.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не
только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях
реформирования образования ДОУ представляет собой открытую и
развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно
стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное
образовательное учреждение становится мощным средством социализации
личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы
образовательного учреждения.
Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена
пересмотром содержания образования в ДОУ, внедрением профессиональных
стандартов, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических
технологий.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что
родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и
по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём
степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и
заинтересованности. Анализ проводимых опросов и анкетирования определяет
динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и
нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить
индивидуальные запросы родителей. Оптимизация модели взаимодействия ДОУ и
семьи связана как с желанием родителей поднять уровень развития детей,
укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к
обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая
пути обновления педагогического процесса, будем учитывать тенденции
2
социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей,
профессиональные возможности педагогов.
Программа как проект перспективного развития ДОУ призвана:
- обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне
удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
объединить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного
процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы.
Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений,
представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на
обеспечение доступности качественного образования в соответствии с
показателями эффективности работы образовательного учреждения. Результатом
работы ДОУ по направлениям является повышение эффективности работы
образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов –
высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного
образования. В целом она носит инновационный характер и направлена на
развитие, а не только функционирование образовательного учреждения.
Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка,
общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности
как показателей ее эффективности.
2. Паспорт Программы развития на 2021-2025г.г.
Наименование
программы
Основания
разработки
программы,
нормативные
документы
Программа развития муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 4 Белоглинского района» на 2021-2025 гг.
для Закон «Об образовании в Российской Федерации"
29.12.2012 N 273-ФЗ
Приказ Минобразования и науки РФ от
30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам
дошкольного образования»
Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи» (утверждены
постановлением
Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020
« Об утверждении
СанПин» 2.4.3648- 20);
3
Разработчики
программы
Назначение
программы
Цель
Приказ Минобразования и науки РФ от
17.10.2013г.
№
1155
«Об
утверждении
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
Дошкольного
Образования» (ФГОС ДО)
Устав ДОУ
Основная образовательная программа МБДОУ д/с
№4
Заведующий, старший воспитатель, творческая
группа педагогов
Программа
развития
предназначена
для
определения перспективных направлений развития
образовательного учреждения
на
основе
анализа работы за предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений,
охарактеризованы
главные
направления
обновления
содержания
образования
и
организации
образовательного
процесса,
управление дошкольным учреждением на основе
инновационных процессов.
Создание условий для повышения качества
образования в ДОУ
через систему интеграции,
реализующей право каждого ребенка на качественное
и доступное образование, обеспечивающее равные
стартовые
возможности
для
полноценного
физического и психического развития детей, как
основы их успешного обучения в школе.
4
Задачи
Основные функции
Программы
Принципы
образовательной
деятельности ДОУ
в
рамках
Программы
Развития на 20212025 гг.
1. Создание условийдля получения качественного
дошкольного
образования
и
обеспечение
социализации каждого ребенка в условиях
дошкольного образовательного учреждения, в
соответствии с ФГОС ДО, через разностороннее,
полноценное
развитие
каждого ребенка с
учетом его индивидуальных особенностей и
возможностей ( в том числе одарённых детей,
детей с ОВЗ и инвалидов)
2. Создание материально-технических, психологопедагогических и кадровых условий в рамках
организации внутренней системы качественного
образования в МБДОУд/с № 4.
3. Использование
возможностей
сетевого
взаимодействия и интеграции в образовательном
процессе в рамках экспериментальной и
инновационной деятельности.
4. Создание условий для повышения мотивации
профессиональной
деятельности
педагогов
МБДОУ д/с № 4, через формирование
компетенций в соответствии с требованиями
Профессионального стандарта.
5. Развитие системы управления ДОУ на основе
повышения
компетентности
родителей
по
вопросам взаимодействия с детским садом.
-определяет стратегию развития детского сада;
-выделяет приоритетные направления работы;
-ориентирует всю деятельность на конечный
результат.
Принцип системности – целостный подход,
взаимодействие
и
взаимосоответствие
всех
направлений
и
звеньев
на
достижение
оптимального результата – развития личности
ребенка.
Принцип развивающего образования опирается
на «зону ближайшего развития» и предполагает
использование новейших технологий и методик.
Принцип индивидуализации и дифференциации
предполагает
учет
субъективного
опыта,
индивидуальных
предпочтений,
склонностей,
5
интересов и способностей детей и взрослых.
Принцип – гуманизации – это утверждение
непреходящей ценности человека, его становление
и развитие.
Принцип увлекательности – является одним из
важнейших. Весь образовательный материал
интересен детям, доступен и подается в игровой
форме.
Принцип
вариативности
предполагает
разнообразие содержания, форм и методов с
учетом целей развития и педагогической
поддержки каждого ребенка.
Принцип активности – предполагает освоение
ребенком
программы
через
собственную
деятельность под руководством взрослого.
Сроки выполнения Программа будет реализована в 2021-2025 годы в три
и этапы реализации этапа.
1-ый этап – подготовительный (2021-2022уч.г)
программы
- разработка документации для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
- оптимизация условий (кадровых, материальнотехнических и т. д.) для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на
создание интегрированной модели развивающего
образовательного пространства.
2-ой этап – практический (2022-2024уч.г)
- апробирование модели, обновление содержания
организационных форм, педагогических технологий;
постепенная
реализация
мероприятий
в
соответствии с Программой развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2024-2025уч.г.)
- реализация мероприятий, направленных на
практическое
внедрение
и
распространение
полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач,
обозначенных в Программе развития.
6
Ожидаемые
конечные
результаты,
важнейшие
целевые показатели
программы
Финансовое
обеспечение
программы
Система
организации
контроля
выполнением
программы
за
1.
Повышение качества образования в рамках
обеспечения полноценного личностного развития,
физиологического
и
психологического
благополучия ребенка в переходный период от
дошкольного воспитания к школе.
2.
Совершенствование
системы
управления
качеством образования в ДОУ, а также обеспечения
всех участников образовательного процесса и
общества в целом объективной информацией о
состоянии системы образования на различных
уровнях и тенденциях развития
3.Повышение
мотивации
профессиональной
деятельности педагогов МБДОУ, формирование
компетенций в соответствии с требованиями
Профессионального стандарта.
4. Обеспечение
психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей, вовлечение родителей (законных
представителей)
в
образовательный
процесс
детского сада через
установление партнерских
отношений
Осуществляется
в
пределах
текущего
финансирования.
1. Постоянный контроль выполнения Программы
осуществляет администрация МБДОУ д/с № 4.
2. Творческая группа разрабатывает ежегодные
планы мероприятий с указанием ответственных
за
реализацию
отдельных
проектов,
представляет их на Педагогическом совете.
3. Освещение хода реализации Программы (по
результатам отчетов) на сайте дошкольного
образовательного учреждения, на конференциях
и семинарах разного уровня и др.
4. Ежегодные отчеты на педагогических советах
дошкольного образовательного учреждения,
родительских собраниях и сайте ДОУ.
5. Результаты контроля и отчёты о проведённых
7
мероприятиях,
публичные
доклады
руководителя дошкольного образовательного
учреждения публикуются на сайте ДОУ.
3. Информационная справка об учреждении
Общая информация
Название
образовательного
учреждения (по уставу)
Тип ОУ
Вид ОУ
Учредитель
Год основания ДОУ
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение «Детский сад № 4
Белоглинского района»
(МБДОУ д/с № 4)
дошкольное образовательное учреждение
детский сад
Управление образования АМО Белоглинский район
1997
353040 Краснодарский край с.Белая Глина ул. 50 лет
Октября, 4
(8 861 54) 7-30-92
Телефон
detskijsad42012@yandex.ru
Электронная почта
Фамилия, имя, отчество Теркун Надежда Васильевна
руководителя
Березуцкая Юлия Алексеевна
Старший воспитатель
27.12.2019 г.
Устав
Лицензия
Педагогический совет, Общее собрание трудового
Формы
коллектива, Совет ДОУ.
государственного
общественного
управления
Содержание
Основная образовательная программа МБДОУ
дошкольного
д/с № 4
образования
образовательные
и Федерального уровня:
Образовательная программа дошкольного
воспитательные
образования «Детство»/Т.И.
программы
Бабаева,О.В.Солнцева;А.Г.Гогоберидзе
Юридический адрес
Парциальные программы:
8
«Дорогою
добра»
(программа
социальнокоммуникативного
развития
и
социального
воспитания дошкольников) Л.В.Коломийченко
Программа «Добро пожаловать в экологию» /О.В.
Воронкевич
«Формирование культуры безопасности у детей от 3
до 8 лет» Л.Л.Тимофеева
«Родничок»
(модифицированная
парциальная
программа формирования первичных представлений
у детей дошкольного возраста о малой Родине )
Н.Н.Петренко, О.А.Трунова
Традиции детского сада
Связь с социумом
Тип здания (краткая
характеристика здания,
территории)
Модель
МДОУ
(количество
групп,
структурных
подразделений,
дополнительных
помещений,
режим
работы общий, ГКП)
Проведение фольклорных праздников
соответствии с народным календарём
Дни здоровья
Спортивные семейные праздники
Экологические Акции
Квесты спортивной направленности
в
Коллектив
нашего
детского
сада
тесно
сотрудничает с:
-«Детский дом творчества»
- ДЮСШ
-МБУК
«Белоглинская
межпоселенческая
централизованная библиотечная система»
- ГИБДД Белоглинского района
- «Белоглинский историко-краеведческий музей»
Отдельно стоящее типовое двухэтажное здание,
имеет развитую систему коммуникаций, общая
площадь по зданию 1151 кв. м
Имеется спортивная площадка, 6 детских площадок с
малыми формами, цветники, огород, фруктовый сад
Проектная мощность детского сада – 6 групп
Фактическая мощность — 6 групп
В дошкольном учреждении функционирует 7 групп
Из них:
- 1-я младшая (2-3 года) - 1 группа
- 2-я младшая (3-4 года) - 1 группа
- средняя (4-5 лет)- 1 группа
9
Детский сад решает
следующие задачи:
Детский
сад
осуществляет
систему
комплексного
мониторинга развития
детей, в том числе с ОВЗ
Детский сад использует
комплексный подход в
организации
- старшая (5-6лет)- 1 группа
- подготовительная (6-7 лет)- 1 группа
- группы компенсирующей направленности -2
группы
Структурные компоненты:
Групповые комнаты;
Музыкальный (физкультурный) зал;
Кабинет педагога- психолога
Медицинский кабинет,
Кабинет заведующего;
Методический кабинет;
Пищеблок;
Прачечная
Общий режим работы: с 7.00. до 17.30, выходные
дни – суббота и воскресенье.
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей,
воспитание потребности в здоровом образе жизни,
развитие физических качеств и обеспечение
нормального уровня физической подготовленности и
состояния здоровья ребенка;
2. Создание условий, обеспечивающих гармоничное
интеллектуальное, эстетическое и социальноличностное развития ребёнка, приобщение его к
общечеловеческим
и
национально-культурным
ценностям;
3. Построение взаимодействия с семьей по принципу
партнерства для обеспечения полноценного развития
ребенка.
здоровья;
речевого развития;
физического развития,
познавательного развития;
художественно-эстетического развития;
социально-коммуникативного развития;
психического развития;
интегративные качества воспитанников
Блоки:
мониторинг
качества
образовательного
процесса (в течение года – предварительный,
10
педагогического
процесса
итоговый);
воспитательно-образовательный
(преемственность
в
работе
специалистов,
создание оптимальных условий успешного
усвоения программ и т.д.);
коррекционный
педагогической
помощи
родителям
(консультационно-методической помощи семье,
пропаганда педагогических знаний)
4.Анализ деятельности МБДОУ д/с № 4
Программа развития учреждения на 2015-2020 год выполнена в полном объеме.
Реализация мероприятий Программы Развития муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 4 Белоглинского
района» на период 2017 – 2020 гг. обеспечила:
-обеспечение
воспитанников
доступным
качественным
дошкольным
образованием;
- удовлетворение образовательных потребностей в воспитании и обучении детей
родителей и социума;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обеспечение формирования равных стартовых возможностей выпускников
детского сада;
- повышение эффективности управления качеством предоставляемых
образовательных услуг;
- внедрение и эффективное использование новых образовательных
информационных технологий воспитания и обучения;
- повышение сохранности здоровья воспитанников;
- повышение профессионализма педагогов, стремления к самосовершенствованию
и творческой активности;
- расширение образовательного пространства детского сада на основе развития
социального партнерства с учебными заведениями,
различными организациями, направленное на развитие личности ребенка,
способствующее его социализации;
- повышения доступности качественного образования;
- обновление методической и материально-технической базы учреждения.
Приобрели ТСО: музыкальный центр в музыкальном/спортивном зале, ноутбук, 2
песочных стола, фотоаппарат, микрофон,
Результаты Программы развития в области вариативности системы МБДОУ д/с
№4 на основе создания новых форм, реализующих программу дошкольного
образования, показали, что детский сад функционирует стабильно в режиме
11
развития. Наше образовательное учреждение предоставляет доступное,
качественное воспитание и развитие в безопасных, комфортных условиях,
адаптированных к возможностям и способностям ребенка.
Результаты Программы развития в области расширения информационных
технологий в Образовательном учреждении показали, что коллектив постоянно
работает над созданием единого информационного пространства дошкольной
организации:
- документация ведется в электронном варианте;
- разработан и регулярно обновляется официальный сайт ДОУ, социальные
страницы;
- педагоги детского сада участвуют в дистанционных конкурсах;
- воспитатели активно используют ресурсы сети Интернет для общения с
родителями воспитанников и распространения опыта работы;
Мониторинг использования ИКТ показал, что воспитатели стали более активно
применять ИКТ, чаще пользуются ресурсами сети Интернет, сами создают
презентации для детей и выступлений. Активизировалась проектная деятельность,
при разработке и реализации которой необходимы компьютерные технологии.
Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению
информационных
ресурсов
образовательного
процесса,
расширению
использования мультимедийного сопровождения.
Информационно-технологическое обеспечение детского сада постоянно
обновляется в соответствии с действующим законодательством и актуальными
потребностями участников образовательных отношений, что позволяет педагогам
эффективно планировать образовательную деятельность и совершенствовать свой
образовательный уровень.
Результаты Программы развития в области реализация новых подходов к
формированию современной развивающей предметно-пространственной среды,
способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и
интересов детей дошкольного возраста показали, что наш детский сад в
достаточной мере оснащён предметами и материалами, необходимыми для
всестороннего развития воспитанников.
Результаты Программы развития в области повышения доли педагогических и
руководящих работников МБДОУ д/с № 4, прошедших профессиональную
переподготовку и повышение квалификации по изучению современных моделей
доступного и качественного дошкольного образования показали, что в МБДОУ
д/с № 4 в течение многих лет работает стабильный коллектив, который постоянно
повышает свое профессиональное мастерство.
Результаты Программы развития в организации комплексной модели
взаимодействия специалистов и педагогов, выстроенной в соответствии с
индивидуальным подходом к ребенку, для его успешной социализации,
сохранения и укрепления его здоровья показали:
12
Результаты Программы развития в области обеспечения равных стартовых
возможностей для получения начального школьного образования показали, что
содержание Образовательной программы обеспечивает удовлетворительную
подготовку дошкольников к поступлению в школу.
Хороший уровень подготовки воспитанников к обучению в школе обеспечивается
постоянной работой педагогического коллектива в поисках наиболее
оптимальных условий для успешного воспитания и образования детей,
использованием эффективных инновационных технологий и методик.
Результаты Программы развития в области изучения, обобщения и
распространения опыта работы педагогов в рамках экспериментальной и
инновационной деятельности по воспитанию и обучению детей раннего и
дошкольного возраста показали, что обобщение и распространение опыта работы
педагогами МБДОУ д/с № 4 проходит через:
- участие в семинарах, конференциях;
- выступления и открытые показы в рамках различных методических
мероприятий на районном уровне
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Результаты Программы развития в области создания системы взаимодействия с
семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности,
повышение ответственности родителей за воспитание и образование детей. На
сайте нашего образовательного учреждения разработан и систематически
обновляется раздел для родителей, в котором представлены нормативные
документы, методические рекомендации. Обязательным условием работы с
родителями является проведение родительских собраний, консультаций, дни
открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники и развлечения,
оформление наглядной информации, привлечение родителей к оформлению
творческих выставок. Мероприятия так же проходят в виде родительских
конференций, круглых столов, мастер-классов, семейных гостиных.
5. Результаты SWOT –анализа потенциала МБДОУ д/с № 4
Сильная сторона
Слабая сторона
1. Кадровое обеспечение
Слаженный
Наличие
коллектив опытных молодых
педагогов.
специалистов без
Высокая
опыта работы
квалификация
или с маленьким
педагогов.
опытом работы.
Перспективы
развития
Возможные риски
Оптимизация
системы
наставничества.
Повышение
квалификации на
курсах
Большие
интеллектуальные и
энергетические
затраты. Не
востребованность
интеллектуального
13
Аттестация по
плану.
(краткосрочных,
переподготовки).
Участие в
научных
конференциях,
семинарах,
круглых столах на
уровне города,
области.
Активное участие
в конкурсном
движении на всех
уровнях
2. Материально-техническое обеспечение
Наличие
Недостаточность Дооснастить
материальнооснащения
учреждение
технической базы, цифровой
компьютерным
соответствующей
образовательной оборудованием.
современным
среды.
требованиям.
Пополнение
периодическими
изданиями
методического
кабинета.
3. Содержание образовательной деятельности
Использование
Отсутствие
Разработка
парциальных и
программ по
программ по
вариативных
дополнительному дополнительному
программ в
образованию
образованию.
зависимости от
Оптимизация
интеллектуальных
программ по
возможностей
работе с детьми
детей и педагогов.
ОВЗ и
Высокий уровень
инвалидами.
качества
образовательных
услуг.
Использование
инновационных
продукта
педагогического
коллектива.
Недостаточное
финансирование.
Отсутствие у
педагогов
мотивации к
профессиональному
совершенствованию.
Отсутствие
квалифицированных
специалистов для
организации
дополнительного
образования
14
технологий.
4. Содержание оздоровительной работы
Сложившаяся
У части
Применение
Отсутствие у
система
педагогов
инновационного
родителей и
оздоровительных
преобладают
подхода к
педагогов
мероприятий с
традиционные
вопросам
потребности в
детьми в ДОУ
подходы к
оздоровления
здоровом образе
.Наличие
концепции
всеми педагогами. жизни.
оборудованного
построения
Пропаганда
Непонимание
спортивного зала.
оздоровительных здорового образа родителями
Наличие
мероприятий
жизни среди
важности
инструктора по
родителей.
соблюдения режима
физической
и организации
культуре. Система
физического
профилактических
развития детей в
мероприятий.
домашних условиях.
Чередование
активных видов
деятельности.
Индивидуальный
подход к детям:
формирование по
группам здоровья.
Наличие
медицинского
кабинета
(медицинская
сестра).
5. Инновационная и экспериментальная деятельность в ДОУ
1.Внедрение в
Недостаток
Продолжать
педагогический
творческой
разработку и
процесс ДОУ:
инициативы
внедрение
родителей,
инновационных
Парциальных
педагогов в
проектов,
программ
различных
программ,
регионального
направлениях
технологий и
направления
совместной
форм работы в
Программы
деятельности.
детском саду.
воспитания
Проектов в
рамках
15
социального
партнерства ,
взаимодействия
всех участников
образовательног
о процесса
6. Работа с родителями
Анкетирование
Малая
родителей по
активность по
оценке качества
участию в
удовлетворённости совместных
предоставляемых
мероприятиях
образовательных
для детей и
услуг, выявлению
родителей
потребностей в
(спортивных,
образовательных и игровых,
оздоровительных
досуговых).
услугах. Дни
Нет инициативы
открытых дверей.
со стороны
Групповые
родителей по
досуговые
разработке
мероприятия с
совместных
участием
проектов и
родителей.
мероприятий
Реализация
совместных
проектов
Конкурсы
совместных работ
детей и родителей.
Оптимизация
деятельности в
рамках работы с
родителями
(поиск новых
форм и видов
деятельности и
т.д.)
Перенесение на
ДОУ
ответственности за
воспитание детей.
Дефицит времени у
родителей.
Консультативнометодический
центр по
взаимодействию
ДОО и
родительской
общественности
16
6.Концепция и стратегия развития МБДОУ д/с № 4
Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной
работы является создание педагогической системы, отвечающей современным
требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности,
способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном
мире, способного активно мыслить и действовать. Педагогическая система ДОУ
формируется на основе анализа предыдущей деятельности и глубинного изучения
внутренних потенциальных возможностей, профессионального уровня педагогов
ДОУ, возможных ресурсов, материально-технической базы, развивающей
предметно-пространственной среды, потребностей современного общества,
семьи, а также социальное партнерство. В этой связи перед нами встала задача
создания единой системы воспитательно- образовательного процесса,
выстроенной на интегративной основе. Поэтому в ДОУ должны быть разработаны
не только принципы целостного подхода к содержанию образования, но и
личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса,
направленного на оздоровление и развитие ребенка.
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка,
обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства,
развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного
отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение
ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие
возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность
здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества,
которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической
педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения
мира ребенком.
Ценность здоровья требует создания в ДОУ условий для сохранения и
укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их
к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической
грамотности.
Ценность развития направляет внимание на построение развивающего
образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный
опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и
потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к
саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это
неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая
культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру,
чуткостью,
эмоциональностью,
непосредственностью,
готовностью
к
17
образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям
возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для
взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство,
диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования
и источник обновления образовательной системы.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития
МБДОУ д/с № 4 служат:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации
проектной
деятельности,
использования
средств
информатизации
в
образовательном процессе, направленной на формирование ключевых
компетенций дошкольников;
- использование здоровье сберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды
детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах
деятельности;
- поддержка способных и одаренных детей.
- поддержка детей с ОВЗ и инвалидов
- построение дифференцированной модели повышения профессионального
уровня педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг
- укрепление материально–технической базы ДОУ.
- оптимизация кадровой политики
- сохранение и укрепление педагогического взаимодействия с социальными
партнерами.
Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется
концепцией, основные идеи которой:
1. Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему
помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными
особенностями.
2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и
неповторимости.
3. Деятельность ДОУ в режиме обновления содержания в соответствии с ФГОС
ДО(реализация различных по содержанию современных комплексных и
парциальных программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике
работы ДОУ) и его организационных форм (новые формы дошкольного
образования, комплекс дополнительных образовательных услуг).
В основе концепции развития ДОУ лежит возможность комплексного подхода к
диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с
различным состоянием здоровья, уровнем развития для достижения
18
максимального качества образовательного процесса; создания целостной
системы, в которой все этапы работы с ребёнком взаимосвязаны.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный
метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках
реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности,
каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,
нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, одним из аспектов Программы развития ДОУ
является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной
ориентации в отборе
современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и
реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом.
Одним из главных направлений работы ДОУ, является взаимодействие педагогов
и родителей (законных представителей) ребенка, которое мы видим в содействии
развитию воспитанника как личности, осознающей необходимость саморазвития,
воспитания собственных способностей.
Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи
и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством.
Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в
решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных
форм взаимодействия. Необходимо создать систему сопровождения и
консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа
жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного
возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями
здоровья, одарённых детей.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ
заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и
эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать
всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском
саду.
7.Содержание и направления по реализации программы развития
№
п/п
Направления программных
Сроки
Исполнители
мероприятий,
реализации
мероприятия
(инновационные
проекты)
1.Создание системы управления качеством образования,
консультационное и экспертное сопровождение разработки нового
19
содержания образования в соответствии с основными направлениями
модернизации российского образования
Проект «ВСОКО»
Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое
качество образования, и реализации программы развития.
1.
Реализация проекта
2021-2025
Заведующий,
«ВСОКО»
старший
воспитатель,
рабочая группа
2.
Изучение качества
2021-2022
Заведующий,
профессиональной
старший
деятельности кадров
воспитатель
3.
Оптимизация мониторинга
2021-2022
Заведующий,
качества оказываемых
старший
образовательных услуг
воспитатель
4.
Подбор и апробация
2021-2022
Старший
диагностических материалов,
воспитатель ,
позволяющих контролировать
рабочая группа
качество образования на основе
программных требований и ФГОС
5.
Мониторинг оценки
ежегодно
Старший
результативности качества
воспитатель,
образования детей
специалисты,
воспитатели
6.
Оптимизация условий для
Заместитель
коррекционной помощи детям с ОВЗ
заведующего по
и детям-инвалидам. Оптимизация
ВМР,
индивидуальных маршрутов и
специалисты,
программ для детей с ОВЗ и детейвоспитатели
инвалидов.
Повышение квалификации
педагогических работников ДОУ
по вопросам коррекционного
образования
7.
Оптимизация системы совместной
ежегодно
Старший
деятельности с социальными
воспитатель ,
институтами села, семьями
специалисты,
дошкольников, по
воспитатели
приобщению к здоровому образу
20
жизни, формированию у
воспитанников элементарных чувств
патриотизма и гражданственности,
развитию нравственности,
знакомству с региональным
компонентом.
9.
Техническое сопровождение
постоянно
Старший
официального сайта ДОУ,
воспитатель,
официальных страниц в социальных
ответственный за
сетях
сайт
2. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей
среды учреждения с учётом ФГОС ДО, учитывающей принцип
динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические,
физические, гендерные особенности воспитанников, способствующей
самореализации ребенка в разных видах деятельности.
Проект «РППС»
1.
Комплексная экспертиза РППС
Ежегодно
Заведующий,
старший
воспитатель,
рабочая группа
2.
Приобретение
2021-2025
Заведующий,
нового оборудования для
заведующий по
реализации образовательных
АХР, старший
областей в соответствии с
воспитатель
возрастными и гендерными
особенностями дошкольников в
соответствии направлениями
Программы развития
3.
Оснащение образовательного
2021-2025
Заведующий,
процесса учебно- методическими
старший
комплектами, дидактическими
воспитатель,
пособиями в соответствии с ФГОС
заведующий по
ДО и направлениями
АХР
инновационной деятельности
4.
Обновление РППС в группах и на
2021-2025
Заведующий,
территории ДОУ в том числе для
старший
детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
воспитатель,
Обеспечение доступности
заведующий по
дошкольного образования для детейАХР специалисты
инвалидов
21
3. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для
создания условий развития детей в соответствии с требованиями
Проект «Педагог-мастер»
1.
Введение профессиональных
2021-2025
Заведующий,
стандартов в ДОУ.
старший
воспитатель
2.
Разработка
ежегодно
Старший
диагностических карт
воспитатель
профессионального мастерства и
определение личных потребностей
сотрудников в обучении.
Составление индивидуальных
планов повышения
квалификации работников ДОУ.
3.
Организация наставничества
2021-2023
Старший
для профессионального становления
воспитатель,
молодых специалистов
педагоги
4.
Выявление, обобщение и
2021-2025
Заведующий,
транслирование передового
старший
педагогического опыта на разных
воспитатель,
уровнях через конкурсы
педагоги
профессионального
мастерства, участие в конференциях,
публикации в СМИ, официальном
сайте ДОУ, проектную деятельность
и т.д.
5.
Разработка и реализация плана
2021-2025
Заведующий,
мотивирования и стимулирования
старший
инновационной деятельности
воспитатель
педагогов,
профилактики профессионального
выгорания, стремления к
повышению своей квалификации.
6.
Обучение педагогов современным
2021-2025
Старший
технологиям взаимодействия со
воспитатель ,
взрослыми и детьми
рабочая группа
4.Создание взаимовыгодного социального партнерства для
функционирования учреждения в режиме открытого образовательного
пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов
личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения
22
Проект «Мы вместе»
1.
Поиск новых форм эффективного
взаимодействия ДОУ с социальными
партнерами по вопросам о
воспитания и развития
дошкольников
2.
Создание условий для обеспечения
всестороннего развития
способностей и творческого
потенциала детей дошкольного
возраста через систему
сотрудничества ДОУ с социальными
партнёрами
3.
Создание условий для
формирования положительного
имиджа МБДОУ через участие
детей, родителей, педагогов в
мероприятиях сетевого
взаимодействия
4.
Реализация ООП с использованием
кадрового потенциала и других
ресурсов социальных партнеров в
рамках сетевого взаимодействия
5.
Освещение совместной работы на
официальном сайте учреждения, в
СМИ
2021-2025
Заведующий,
старший
воспитатель
2021-2025
Заведующий,
старший
воспитатель
2021-2025
Заведующий,
старший
воспитатель
2021-2025
Заведующий,
старший
воспитатель
Заместитель,
старший
воспитатель,
педагоги
5.Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области
проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги,
развивая партнерство и сотрудничество
1
Оптимизация модели
2021-2023
Заведующий,
взаимодействия детского сада и
старший
семьи.
воспитатель,
педагоги
2.
Разработка модели работы с
2021-2025
Заведующий,
родителями детей ОВЗ и детейстарший
инвалидов. Создание системы
воспитатель,
консультирования и сопровождения
педагоги
родителей
3.
Психолого-педагогическое
2021-2025
Заведующий,
2021-2025
23
4.
7.
8.
сопровождение, консультирования
родителей по вопросам
развития и образования детей
раннего возраста
Обеспечение обучения и реализация
системы инновационных форм
взаимодействия с родителями
старший
воспитатель,
педагоги
2021-2025
Проведение систематической
Ежегодно
работы по выявлению уровня
удовлетворённости родителей
качеством предоставляемых
образовательных услуг, а так же
запросов родителей в рамках
организации воспитательно–
образовательногопроцесса
Восстановление традиций семейного 2021-2025
воспитания в оздоровлении детей и
вовлечение семьи в образовательный
процесс
Заведующий,
старший
воспитатель,
педагоги
Заведующий,
старший
воспитатель,
педагоги
Заведующий,
старший
воспитатель ,
педагоги
8.Прогнозируемый результат реализации Программы развития
Предполагается что:
Для детей.
- Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного
личностного роста, созданы условия для формирования познавательная
активность,
самостоятельность,
инициатива,
творческие
способности,
гражданская позиция, способность к труду и жизни в условиях современного
мира.
- Созданы условия для развития детей, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и
одаренных детей.
- В образовательный процесс включены цифровые образовательные ресурсы, с
учетом потребностей детей, педагогов, родителей.
- Качество сформированности ключевых компетенций детей будет
способствовать успешному обучению ребёнка в школе и соответствовать целевым
ориентирам, представленным в ФГОС ДО.
Модернизирована материальная база, развивающая предметно пространственная среда ДОУ.
24
Для педагогов:
- Каждому педагогу предоставлена возможность для повышения уровня
квалификации, профессионального мастерства и развития педагогических
компетенций.
- Личные и профессиональные качества педагогических работников будут
соответствовать требованиям профессиональных стандартов, в том числе оказана
помощь в прохождении аттестации.
- Умеют ориентироваться в современных психолого-педагогических концепциях
обучения, воспитания и здоровьесбережения, используют их как основу в
своей педагогической деятельности.
- Владеют умением планировать и оценивать уровень развития детей своей
возрастной группы.
- Умело используют элементарные средства диагностики и коррекции
индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного
подхода.
- Умеют работать с техническими средствами обучения, видят перспективу
применения информационно-коммуникационных ресурсов в образовательном
процессе;
- Симулируют активность детей, их увлеченность познавательной и
практической деятельностью.
- Реализует систему комплексного психолого- педагогического сопровождения
воспитанников и их родителей;
-Владеют способами оптимизации образовательного процесса путем включения в
него новых форм дошкольного образования.
-Включают родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей.
-Владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей
деятельности.
Для родителей.
- Оптимизирована модель взаимодействия детского сада и семьи.
- Разработаны и реализованы проекты по работе с родителями с применением
инновационных технологий в каждой возрастной группе детского сада.
- Созданы условия для формирования у родителей позитивного отношения к
овладению знаниями педагогики и психологии.
- Налажена эффективная система взаимодействия с социальными партнерами в
рамках реализации основной программы дошкольного образования МБДОУ д/с
№4
9.Оценка результативности инновационной деятельности
25
осуществляется на основе методики, разработанной Алексеем Майером, который
определил критерии оценки уровня развития учреждения.
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается
в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация.
Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве
трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного
учреждения
Уровень развития
учреждения
Низкий уровень
(адаптация)
Средний уровень
(интеграция)
Критерии оценки уровня развития
учреждения
- реализация образовательных услуг в
пределах Госстандарта;
- примат традиционного управления
(единоначалие, неразвитость горизонтальных
связей);
- приспособление к изменяющимся условиям
(формальное развитие/функционирование);
- результаты деятельности не выходят за
рамки планируемых результатов;
- отношения между участниками
образовательногопроцесса характеризуются
как субъектно-объектные;
- формальное сплочение родительского,
педагогического и детского сообществ;
- максимальный результат взаимодействия –
переводпедагогов, родителей и детей на
позиции субъектов
- реализация образовательных услуг с учетом
социального заказа родителей;
- примат соуправления (родители, педагоги,
дети формально участвуют в управлении,
принятии непринципиальных решений):
- формальное или содержательное сплочение
педагогического, родительского, детского
сообществ;
- результаты деятельности отличаются
субъективной
новизной;
- отношения между участниками
образовательного
Баллы
5-8
9-12
26
процесса характеризуются как субъектносубъектные;
- максимальный результат взаимодействия
перевод педагогов, родителей, детей на
позицию личностного развития
Высокий уровень
- реализация образовательных услуг с учетом
(индивидуализация) личностных интересов и потребностей детей,
педагогов, родителей;
- примат самоуправления (педагоги, дети и
родители – полноправные участники
управления, принимают решения по
принципиальным вопросам);
- продуктивное взаимодействие
педагогического,
родительского и детского сообществ;
- результаты деятельности отличаются
объективной новизной;
- отношения между участниками
образовательного
процесса характеризуются как полноценное
взаимодействие личностей;
- результат взаимодействия – максимальное
раскрытие каждого педагога, родителя,
ребенка как неповторимой индивидуальности
13-16
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и
саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с
позиции объекта в позицию субъекта собственной деятельности.
На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами
взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме творческой
продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является создание
творческого сообщества педагогов, родителей и детей.
На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности
личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном
сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального
раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Итогом этапа индивидуализации является раскрытие личностного потенциала
каждого участника образовательного процесса в процессе творческого
взаимодействия.
27
Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм
комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения
индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
- структурной организации социального заказа в области дошкольного
образования
(уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
- смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация,
интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное
программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса
развитияДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
В целях оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ, так же
разработаны следующие критерии, показатели и индикаторы.
Критерии
Индикаторы и
показатели
Нормативно1 балл: 60%
правовая база
соответствие
современным
требованиям
2 балла: 80%
соответствие
современным
требованиям
3 балла: 100%
соответствие
современным
требованиям
Укомплектованно балл: не ниже
сть
85%
кадрами
2 балла: не ниже
95%
3 балла: 100%
Наличие
1 балл: имеют
категории у
категорию до
педагогических
50% педагогов
работников ДОУ 2 балла: имеют
2021
2022
2023
2024
2025
28
Создание
условий,
обеспечивающих
полноценное
развитие детей
Распространение
опыта работы
педагогов на
разных уровнях
категорию до
80% педагогов
3 балла: имеют
категорию до
90% педагогов
1 балл: 60%
2 балла: 80%
3 балла: 100%
1балл:
распространение
опыта работы на
муниципальном
уровне
2 балла:
распространение
опыта работы на
уровне области
3 балла:
распространение
опыта работы на
Всероссийском
уровне
Социальное
1 балл:
партнерство для
сотрудничество
функционирован на
ия учреждения в уровне разовых
режиме
мероприятий
открытого
2 балла:
образовательного активное
пространства
сотрудничеств,
имеются
перспективные
планы, договора
сотрудничества
3 балла: есть
система
практической
работы в данном
29
Готовность
воспитанников к
школьному
обучению
Состояние
здоровья
воспитанников
Формирование
привычки к ЗОЖ
направлении
1балл: до 80%
детей имеют
высокий и выше
среднего
уровень
готовности к
школьному
обучению
2 балла: 80-90 %
детей имеют
высокий и выше
среднего
уровень
готовности к
школьному
обучению
3 балла: 100%
детей имеют
высокий и выше
среднего
уровень
готовности к
школьному
обучению
1 балл: снижение
уровня
Заболеваемости
менее 5%
2 балла:
снижение уровня
Заболеваемости
менее от 5%
До 10%
3 балла:
снижение уровня
Заболеваемости
свыше 10%
1 балл: менее
50% опрошенных
30
положительно
относятся к ЗОЖ
2 балла: до 80%
респондентов
положительно
относятся к ЗОЖ
3 балла: более
80%
опрошенных
положительноотн
осятся к ЗОЖ и
принимают
участие в
спортивнооздоровительных
мероприятиях
10. Список литературы
1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и
воспитателя детского сада. М., 2010.
2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии
с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014г.
3. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: метод.
пособие.М.,2009.
4. Зебзеева В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с
комментариями) М.:ТЦ Сфера, 2015.
5. Нормативная база современного дошкольного образования. М: Просвещение,
2014г.
31